Diluito (diluito) wrote,
Diluito
diluito

Урсула Ле Гуин


Взялся перечитывать цикл Урсулы Ле Гуин про Волшебника Земноморья. Читал когда-то совсем в детстве, помнил только, что очень впечатлило и понравилось, а по содержанию почти ничего. А содержание достойно внимания. А будучи немного знакомым с Юнгом, можно даже понять, о чём эти книги.

1) Волшебник Земноморья.
Книга всецело посвящена теме взаимодействия человека с Тенью. Тут даже всё названо своими именами: Тень так и именуется Тенью.
Первое бросающееся в глаза содержание Тени Геда - жажда превосходить, жажда показать всем, что он крут, что он чего-то стоит. Происхождение её вполне понятно - в детстве его довольно сильно притесняли (во многом - отец).
Первый раз Тень появляется, когда Геда раззадоривает девочка, просит его показать что-нибудь особенное, хочет, чтобы тот доказал свою силу.
Второй раз она появляется (и выходит на волю), когда его аналогичным образом поддевает другой ученик школы волшебства. Гед явно в состоянии аффекта вызывает его на поединок, колдует нечто, что не в состоянии удержать. Тень появляется, бросается на Геда, впивается ему в лицо - явно изображается момент одержимости Тенью.
Любопытно, получается, что Тень появляется как отдельный объект, с которым можно взаимодействовать, который можно познавать, лишь после того, как в полной мере себя проявит - проявит именно состоянием одержимости, не проекции. До этого момента человек просто не знает о её существовании.
Любопытный момент ещё: вокруг взаимодействия с Тенью постоянно крутятся девушки, то есть с темой Тени переплетена тема Анимы. То, что это именно Анима, подчёркивается чёрным цветом волос, сравнениями с Луной, какими-то взаимосвязи с серебром. Причём, пока Гед бегает от Тени, Анима вставляет ему палки в колёса, пытается фактически снова вызвать одержимость Тенью (предлагает ему пообщаться с волшебным камнем и получить тем самым крайнее могущество, власть над всем, даже над Тенью). После того, как Гед поворачивается лицом к Тени, Анима становится реальной помощницей, она снаряжает его в долгий путь (то есть поставляет ему энергию на правильное взаимодействие с Тенью).
Примечательно, как показаны возможные стратегии взаимодействия с Тенью и последствия: если убегать, пытаться спрятаться, она неизбежно догонит, настигнет, если пытаться её убить, она покалечит, если не убьёт. Единственный правильный вариант - назвать её по Имени, осознать и признать её как часть себя. После этого Гед говорит очень правильные слова, говорит, что он стал целым.

2) Гробницы Атуана.
Книга является шикарнейшей иллюстрацией Ужасной Матери.
Ужасная Мать здесь неперсонифицирована, отчего она становится ещё более жуткой. Она - это Гробница, это огромное подземелье, Лабиринт. Она - это безымянные тёмные силы, населяющие Гробницу. Обстановка соответствует - вокруг пустыня, к святилищу допускаются только девушки и евнухи (Ужасная Мать вообще тесно связана с идеей кастрации). Безымянные тёмные силы здесь - это то, что забирает, но никогда не даёт, это то, что впускает, но не выпускает (войти в Лабиринт может каждый, но выйти - почти никто). Тут вспоминается, что Ужасная Мать иногда называется также Пожирающей Матерью, что здесь очень кстати. С безымянными силами человек либо не взаимодействует никак, либо является их рабом. Третьего варианта нет.
Самая яркая иллюстрация рабыни этих сил (т.е. одержимой архетипом Ужасной Матери) - одна из верховных жриц (при том, что сознательно она вообще не верит в эти силы). Единственная безусловная ценность для неё - это власть.
Девочка, ставшая жрицей безымянных, умудряется спастись, выбраться оттуда только благодаря появившемуся Геду (Анимусу). В то же время Гед замечает, что сам может выбраться оттуда только вместе с ней (Анимой), один никак. То есть, вырваться из лап Ужасной Матери возможно только с помощью Анимы/Анимусом.
В целом, получается стандартная мифологема: "герой (Анимус) убивает дракона (Ужасную Мать) и освобождает принцессу (Аниму)". Только с очень подробной прорисовкой Ужасной Матери. И с тем ужасающим дополнением, что после победы над драконом обнаруживается, что принцесса продолжает нести дракона внутри себя. И так просто от него не отделаться.
Tags: книги, юнг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments